четверг, 2 декабря 2010 г.

Микец, Иосеф и Маккавеи

Микец


Главу Микец мы читаем в ханукальную неделю. Как раз в самый разгар поедания пончиков и зажигания ханукальных огней в честь Маккавеев, религиозной войны фанатически настроенных крестьян и эллинистически настроенной еврейской элитой. Как раз вчера на бейт мидраше мы поднимали вопрос о том, кто же были эти самые Маккавеи, и с какой современной группой евреев их можно было отождествить? Были предложены мнения о том, что они были религиозные фанатики и тождественны представителям ортодоксального иудаизма, а эллинисты – вот они мы: одеваемся по-другому, живем по-современному. Но эллинисты не были «реформаторами» религии. Они посягал на основы еврейской религии, не только внешние, но и внутренние, глубинные! Мы снова вчитаемся в текст главы Микец. И что же мы там находим? Захватывающее повествование о Иосефе в Египте, который везде и всегда носил с собой своего Б-га Всесильного. При помощи Него Иосиф расшифровывает сны, а после расшифровки снов фараона, Иосиф оказывается на вершине египетской пирамиды власти. «Правая рука» фараона! Далеко пошел сын Яакова, тридцатилетний еврей Иосиф. Он подстригся, поменял одежды, получил новое имя от фараона «Цафнат-Панеах», ну а если и этого мало, то женился на Аснат, дочери местного жреца Поти-фера (не просто так египтянка, а из жреческой семьи!!!) И двух сыновей от неё родил. То, что наши мудрецы пытались «оевреить» Аснат, сделав её племянницей Иосифа (вроде как её удочерили египтяне, а так она была дочерью изнасилованной Дины). Ну так это же мидраш… А дальше можно говорить о том, что из себя представлял еврей Иосиф: был ли он верующим, хорошим и праведным евреем или можно тут провести параллель с эллинистами?

И тут можно говорить о том, что еврея из Иосифа не вытравили, не смотря на сильные старания. Иосиф всегда оставался евреем, даже если одевался по другому, разговаривал по другому. Но он всегда знал кто он такой! Сыновей тоже евреями воспитал. Только послушайте, какие имена он дал своим детям: «И НАРЕК ЙОСЕФ ИМЯ ПЕРВЕНЦУ МЕНАШЕ, ИБО: "ВСЕСИЛЬНЫЙ ДАЛ МНЕ ЗАБЫТЬ ВСЕ МОЕ МУЧЕНИЕ (труд) И ВЕСЬ ДОМ ОТЦА МОЕГО". А ДРУГОГО НАЗВАЛ ЭФРАИМ, ИБО: "ВОЗВЕЛИЧИЛ МЕНЯ ВСЕСИЛЬНЫЙ В СТРАНЕ БЕДСТВИЯ МОЕГО".

Тут везде присутствует Всевышний и вина перед домом отца своего. Он называет страну, где у него всё настолько замечательно, что и желать ничего больше не надо, «страной бедствия моего». Есть тут логика? Ассимилированный еврей Иосиф простит своих братьев, вернется к «своим», а дети его получат благословение Яакова и наследные уделы в Земле обетованной. Не случайно, каждый родитель, благословляя свое чадо в Шаббат, говорит ему пожелание, что бы был подобен он Эфраиму и Менаше – внукам, которые несмотря ни на что, вернулись к папиному воспитанию и продолжили через века нести факел еврейского народа. Вот и нам бы не клеить ярлыков, а надеяться, что и наши дети продолжат наш путь.