вторник, 18 декабря 2012 г.

"Срубили нашу ёлочку под самый корешок": евреи и Новый год


Новый год и старые евреи
(камбэк моей старой статьи - дополненной и переработанной)

Р. Илана Берд

Приближается праздник дорогой и любимый с детства для «нашего» человека, родившегося и выросшего в Советском Союзе. Я говорю о  наступающем Новом годе. Том самом, отмечать который не положено нам, евреям. У нас есть свой Новый год осенью. А что же тогда делать с этим? И почему не положено? Я бы хотела разобраться...
Ну, во-первых, праздник Новый год ассоциируется с Рождеством. Все атрибуты Рождества в советские времена (в отличие от других стран) появлялись к Новому году: украшали ёлки, люди собирались в кругу друзей и семьи, пили шампанское (и не только), на стол выкладывался традиционный салат оливье. Не знаю как сейчас, но моё детство прошло именно так. В первый же мой Новый год в Израиле мне дали понять, что это праздник: во-первых – религиозный, во-вторых - не наш... Поэтому надо было остудить свой пыл в порыве "украсить кактус хлопушками"...
А вот в Америке я поняла! Да это же традиции религиозного христианского праздника Рождество (в просторечии "Кристмас")! Все те традиции, бережно хранимые нами на протяжении десятков лет советской власти! Но 31 декабря семейные американцы спокойно спят, не волнуясь, что они проспят пришествие бородатого старичка, который должен им подложить подарки под ёлку. Да! Это Кристмас! 25 Декабря! А после этой даты, американские помойки пополняются выброшенными ёлками, а праздничные украшения немедленно снимаются с домов и магазинов. Мало того, "наши люди" подбирают эти ёлки и ставят их у себя дома, любовно украшая их ханукальными игрушкам: волчками, бело-голубыми гирляндами со звёздами Давида (магендавиды) и другими полезными вещами, нежно называя это произведение искусств "ханука буш".

Так что же такое Новый год? Это вообще не связано с рождением того самого еврейского мальчика более двух тысячелетий назад, так как если этот мальчик и родился 25 декабря, то 1 января, в соответствии с еврейской традицией, ему сделали обрезание. Неужели же это мы отмечаем в Новый год под салат оливье?
Интересный факт, что начало года с 1 января было установлено еще Юлием Цезарем в 46 году до н.э. А в древнем Риме этот день был посвящён двуликому Янусу - божеству выбора, дверей и всех начал. Одно лицо его смотрело вперёд, другое - назад. Красивая метафора прошлого и настоящего. Правда не наша - языческая, но и с христианством не связанная. На Руси с 15 века н.э. Новый год встречают в сентябре месяце. Нам это знакомо, так как евреи тоже отмечают свой новый год осенью. А вот Пётр Первый решил перенести начало года на 1 января, как уже было в Европе по юлианскому календарю. А знали ли вы, что 1 января стал праздничным и выходным днём только в 1947 году указом Президиума ВС СССР. Ну а что насчёт ёлочки? В христианстве нет такого закона: ставить ёлочку. Да и откуда этому быть? Если уж дерево, так - пальма, всем понятно, что тот еврейский мальчик родился не в Лапландии... Вот немножко исторических фактов. Оказывается, что «наша» ёлочка - это языческая традиция германских народов задолго до крещения. А первую ёлку, установленную на рождество в Риге в 1510 году, сожгли сразу после празднования. Значит, обряд был еще языческий. Во времена Петра 1 в России начинается традиция украшения домов ёлочными ветками именно на Новый год (не на Рождество). А вот в 19 веке в Петербурге ёлки появляются в домах приезжих немцев. Самым преданным распространителем ёлок оказалась императрица Александра Федоровна (Шарлотта Прусская). А вот православный Синод запрещал ёлки вплоть до 1917 года как "немецкий обычай". Совет народных комиссаров 1918 г. постановил переход на григорианский календарь, и сразу после 31 января следовало 14 февраля. Так как православная церковь продолжала использовать старый календарь, то это переставило рождество и Новый год местами. В 1929 году новогодняя ёлка перешла на нелегальное положение в связи с празднованием "поповских обычаев". А в 1935 году неожиданно ёлку опять разрешили как детское развлечение. И предложение партии за 4 дня распространилось по всей стране с небывалым энтузиазмом. Думаю, что все это и так потихоньку делали... а когда ты не можешь запретить что-то, то лучшее средство борьбы - это разрешить! Тогда же и Дед Мороз новогодний появился. Прежде это был только собирательный образ русского фольклора (опять-таки языческого) и святого Николая. Был этот образ заимствован у европейцев, где и использовался по назначению в Рождество. В 1937 г., после долгих лет гонений на религиозные традиции, был великий "камбэк" седого бородатого старца, да еще и с внучкой Снегурочкой на главной ёлке в Москве. Можно только себе представить, что происходило в стране в 1937 году, а Сталину нужно было сплотить народ вокруг общей советской идеи. Страна создавала свою религию на обломках тех старых, которые запрещались и стирались из памяти и русских, и евреев, и других народов. У этой религии были свои праздники, традиции, святые, священники и даже священные книги. Так что, славный праздник Новый год послужил еще раз, объединяя все народности общими традициями. Для нас, для бывшего «советского народа» - это праздник советской религии.
На протяжении многих веков традиции и праздники меняли свое значение, твердо укоренившись в деяниях людских. Даже наш светлый праздник Ханука! Еврейская традиция утверждает, что период, когда дни становились короче, а ночи длиннее, приметил еще первый человек Адам. Он просто испугался, думая, что скоро придет вечная тьма. Но когда увидел, что всё стало выравниваться обратно после 21 Декабря, то установил праздник, и отмечал его во все дни своей жизни в благодарность Творцу. Это нам показывает, что существовали древние языческие культы, приходящиеся на это время года. Эти культы широко использовали огни. Традиция зажигания огней в этот период осталась, и как видно, вернулась в лоно иудаизма в форме праздника Ханука. Но и тут не всё просто, так как исторически это праздник победы светлого меньшиства (Маккавеев) над тёмными силами большинства (греко-сирийской империей). Но в Талмуде замалчивается героическое значение Хануки – чудо победы и мужества, а выделяется другое чудо - чудо горящего масла: история про запечатанный кувшинчик масла, которого явно не хватало для зажжения Меноры и освящения Храма. Зная период, в который редактировали Талмуд, мы понимаем, что меньше всего на свете наши мудрецы хотели поджечь еще одно восстание евреев против другой огромной империи. В наше время тема еврейского героизма снова приобрела свою актуальность, она вернулась в современный Израиль, героически отстаивающий своё место под солнцем. Ну а насчёт выбора даты для христианского Рождества - тут тоже не трудно догадаться. Праздник-то уже был, теперь только значение поменяем.
Ну а что же всё-таки евреям делать в Новый год? Согласно еврейскому закону, если идолопоклонники отменили или отказались от какого-то своего культа, то евреи могут расслабиться - для них эти запреты сняты. Тем более для нас, советских евреев, которые росли в искаженных и измененных праздниках. Ну не поклоняемся же мы древнеславянским божествам Позвизде, Зимнике и Корочуну (архитипы Деда Мороза) и даже не отмечаем Рождество, в самом деле! И дата не та, и традиции уже имеют другие значения.
Мы многое приобрели, живя в бывшем Советском Союзе. Нам трудно отказаться от наших старых и любимых привычек. И это понятно, но… живя в Америке и имея возможность открыто соблюдать наши еврейские праздники, мы можем себе позволить праздновать их не хуже, чем советские. Ханука – наш еврейский замечательный праздник, который имеет огромное значение для еврейского народа. Наши дети и внуки уже не являются частью «советского народа». И только от нас зависит, какие праздники они будут отмечать. Какой-то умный человек однажды сказал, что евреи в Америке определяются не тем, кем были их бабушки, а тем, кем будут их внуки.

Один из сайтов наших братьев хасидов опубликовал историю про раби Леви Ицхака. Сославшись на строфу из Псалмов (87:6) "аШем испор бихтов амим" ("Бог считает по летописи народов"), раби Леви Ицхак подтвердил, что Б-г принимает отсчёт от 1 января, так как для большинства народов именно эта дата является началом нового года. Это нормально, поскольку у евреев есть уже четыре новых года (следуя нашим источникам), будет и пятый...

Ну а мне остаётся поздравить всех дорогих русскоговорящих евреев с наступающим Новым годом и пожелать всем найти свой собственный путь к нашим древним еврейским традициям ради будущего детей и внуков!
Светлой Хануки всем нам!

4 комментария:

  1. Я, кстати, уже вывесила это на веб-странице (стр.12) https://www.jccsf.org/assets/1607/original/NL_December12_web.pdf
    Еще раз спасибо. Скоро, между прочим, Пурим - тоже хорошо бы что-нибудь сочинить...

    ОтветитьУдалить
  2. Ув. раввин Илана! И как Вам удалось в небольшой статье изложить все аспекты темы?
    Спасибки!
    Володя Леви, Хайфа

    ОтветитьУдалить
  3. Длинная статья с кучей мелких и завуалированых не дочетов. Ёлочку ни кто не отменял, т. ч. она остаётся идолопоклоническим атрибутом.... А когда были написаны псалмы?...
    А кто сказал что у нас всего 4 новых года?....

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. В Мишне говорится о 4х новых годах:
      1 Нисана, 1 Элуля,15 Швата и 1 Тишрея. Если у Вас найдутся добавления к еврейским текстам, то напишите мне, буду рада. Слово "никто" нужно писать слитно, а так спасибо за комментарий. С Новым годом (любым)!!!

      Удалить