Кстати о детях Яакова, была у него и дочь. Одна единственная, о которой говорится в Торе. В нашей главе происходит трагедия в доме Яакова. По прибытии семейства в Шхем "И ВЫШЛА ДИНА, ДОЧЬ ЛЕИ, КОТОРУЮ ОНА РОДИЛА ЯАКОВУ, ПОСМОТРЕТЬ НА ДОЧЕРЕЙ ТОЙ СТРАНЫ". История эта ужасна, тут и изнасилование и массовые убийства. Увидел "новенькую" Шхем, сын вождя страны. И "взял" её в танахическом понимании слова, как мужчина берет женщину. Но это половина беды, ведь понравилась ему девушка, и жениться захотел законно. Правда после того, как опозорил семью. Реакция была более чем необычная. Яаков странно промолчал, зато братья Шимон и Леви взялись за оружие и вырезали все мужское население Шхема, чтоб неповадно было... Притворно согласившись на свадьбу при условии, что процедуре обрезания подвергнутся все мужчины. Улучшив момент слабости, братья показали на что они способны... Одобрил ли это отец? Думаю, что никогда им это не простил, но смирился, дети есть дети. А Дина? Кто её спрашивал?
Наши мудрецы в мидраше Берейшит Раба переложили всю вину за происшедшее на бедную девушку. Нечего, мол, "выходить" там где не подобает. Даже Лею, мать, обвинили в непристойности, т.к. "выходила" требовать ночь с мужем своим, обменяв её на мандрагоры у своей сестры Рахель. Дочь Яакова должна сидеть дома. Опозорила род и из-за неё все и произошло... Кому было интересно что она думала, что она чувствовала... Современные литераторы пытались вложить слова в безмолвную Дину. Черниховский вложил в ее уста одобрение поведения братьев: мол молодцы, отомстили... так и надо. Но вероятнее всего, Черниховский написал это стихотворение в ответ на погромы в Яфо в мае 1921 года. Это был призыв постоять за свою честь, за честь народа и нации.
А есть еще и современный мидраш, написанный женщинами. Ведь мидраш дополняет и объясняет лаконичные строки Торы.
"И ВЫШЛА ДИНА... ПОСМОТРЕТЬ НА ДОЧЕРЕЙ ТОЙ СТРАНЫ"...Молчаливая была Дина, и голоса не было у неё. И почему же так? Потому что домочадцы не слушали её, и не хотели разговаривать с ней, ведь говорили мудрецы "не разговаривай много с женщиной". И поэтому вышла посмотреть "на дочерей той страны".
А что с ней сталось? Кому интересно? А вот дитя от этого "союза" понадобилось в другом мидраше, в качестве приёмной дочки Потифара, Оснат, на которой потом женился Йосеф в Египте. Ведь праведник Йосеф просто не мог жениться на египтянке...
Иногда мы, как потомки Яакова-Исраэля, тоже боремся с собой или с чужими мнениями. Но голос женщины в нашей религии возвращается постепенно, но верно.
Это говорю вам я, раввин Илана Берд.
Комментариев нет:
Отправить комментарий