четверг, 6 января 2011 г.

Бо - история, которая повторяется каждый год

Сколько злата-серебра утащили израильтяне у египтян? Адвокаты из Египта до сих пор бьются над этой проблемой, пытаясь отсудить у современных израильтян денежные компенсации, а если прибавим инфляцию, то на эти деньги Египет мог бы скупить полмира. Но за давностью дела, можно простить израильтянам их поспешный побег из египетского рабства вместе с кое-каким прихваченным имуществом их поработителей. Именно в нашей недельной главе «Бо» сыны Израиля начинают свой отчаянный «Исход» или «Эксодус».
С самых первых строк нас преследует некая раздвоенность текста: Всевышний приказывает Моше идти (бо) к фараону, «ибо ожесточил Я сердце его… и дабы рассказывал ты своему сыну и сыну сына твоего о том, как я наказывал египтян,, и о знамениях Моих, которые Я совершил в сердце их, и познаете что Я – Бог» (Шмот 10:1-2)

«Отпусти народ мой», - кричал Моше. А что кричать? Ведь ожесточенно ведь сердце фараона?
И народ ушел…Величайшее событие в истории народа! Такую историю трудно подделать… А перед уходом – еще несколько казней египетских: саранча, тьма, смерть первенцев… Так на себя клеветать ни один народ напрасно не будет! И в рабстве они были, и бежали с кражами, и навлекали смерти на неповинных людей из египтян, а свои дома помечали кровью пасхальной жертвы, которую они ели ночью до побега!

Евреи рассказывают о своих «подвигах» каждый год своим потомкам. Какая бы она не была, но история есть история, и она одна у всех евреев. И поэтому, в каждом поколении нужно видеть себя как будто ты лично совершил Исход. А твоя личная история вплетается в древнюю историю народа! И пока это так, еврейский народ будет существовать в веках!

Шаббат Шалом!

1 комментарий:

  1. Уважаемая рав Илана! С радостным чувством прочитал Ваш пост. Приятно сознавать, что принадлежишь народу, которому – в буквальном смысле – море по колено. Крутому, короче. И, может быть, это не осталось в историческом прошлом. Действительно, у каждого еврея свой Египет и каждый совершает персональный Исход, однако цена!.. Тысячи лет назад можно было метить дома чей-то кровью, насылать казни, топить вражеское войско в подступивших водах. Весь мир так себя вел в те времена, да еще и не так.
    Однако за евреями, помимо прочего, числится изобретение исторического взгляда на вещи. И вот, пользуясь достижением великих предков, стоило бы возразить тем, кто сегодня ставит события Танаха нам в вину, а таких предостаточно, что это происходило тысячелетия назад. Что если уж мерить исторической мерой, то одной для всех. И в том прошлом, в частности, у степных народов принято было спускать стариков в овраг, чтобы уступили место молодым (а если Вы помните фильм «Легенда о Нараяме», то на другом краю земли гораздо позже), в то время как евреи уже усвоили: «Чти отца твоего и мать твою, дабы продлились дни твои на земле, которую Г-сподь, Б-г твой, дает тебе».
    Сегодняшнюю меру дозволенного надо искать сегодня. И это легче благодаря оптимизму, который вселяет напомненная Вами история.

    ОтветитьУдалить