пятница, 12 марта 2010 г.

Ваякэль-Пкудей

На этой неделе мы читаем сдвоенную главу "Ваякэль" и "Пкудей". В високосный год нам будет что разделить, но не на этот раз. Ваякэль называется по первому слову главы "И созвал Моше все общество сынов Израиля..." И начал Моше передавать слова Всевышнего с заповеди Шабата. День субботний должен быть посвящен покою - душевному и физическому, день посвященный Б-гу, мыслям о вечном... И огонь нельзя разжигать в жилищах. Эта тема являлась на протяжении веков камнем предкновения для различных группировок людей, желавших жить по законам Торы. Вот, например, были круги в иудаизме, которые буквально понимали заповедь не разжигать огонь в доме. Они так и сидели весь Шабат в темноте. Особый конфликт разразился в средние века между евреями - рабанистами и караимами. В 8 в н.э. новая секта продолжала настаивать на том, что нужно сидеть в темноте в субботу. Закончилось это тем, что евреи сделали из зажигания субботних свечей не только праздничный ритуал - обычай, но и заповедь с благословением. И сегодня для нас Шабат - не Шабат без горящих на столе свечей. Ведь нам не было заповедано о зажигании свечей, однако... каждый шабат мы это делаем и благословляем Именем Всевышнего. Поначалу из зажигания светильника перед шабатом никто не делал большой показухи... Но когда кто-то с нами спорит - мы покажем кто тут прав. Равинистическое толкование утверждает, что заповедь, которую мы исполняем зажигая свечи перед Шабатом - это "субботнее удовольствие", т.е. "онег шабат". Какое же удовольствие можно получить от семейной трапезы в полутьме? Какие книги ученые прочитать? Как увидеть своих детей, уплетающих субботний ужин? А когда свечки догорят - там уже другие субботние удовольствия пойдут, например - поспать...
А все дальнейшее повествование этих двух глав сводится к окончательному строительству Шатра Откровения. "И закрыло облако Шатер Откровения, и слава Б-га наполняла Шатер... И когда поднималось облако над Шатром - отправлялись сыны Израиля во все странствия свои..."
Вот и заканчивается книга Шмот (Числа) - вторая книга пятикнижия Моисея. А мы с вами отправляемся в странствия вперед по жизни, как и сыны Израиля... Мы не знаем что будет впереди, но знаем, что кто-то нас по этой жизни ведет... А мы пытаемся жить по законам совести или Торы - каждый сам назовет это для себя. И пусть у каждого будет свой "онег шабат" по его пониманию и по его разумению!
Хазак, хазак венитхазек! Крепись, крепись и мы будем крепкими!

Шабат шалом!

Комментариев нет:

Отправить комментарий