четверг, 31 марта 2011 г.

Шмини: почему погибли Надав и Авиу?

Да, глава "Шмини (восьмой)" читалась на прошлой неделе, но она непременно вернётся! И всё-таки решила написать о ней по следам лекции прославленного учёного мужа Ари Элона. На лекции мне удалось побывать в прошлую пятницу (Тикун Кармель). Вообще говорилось много о пожаре на горе Кармель, а недельная глава просто замечательно соответствовала. Кроме законов о кашруте, которыми изобилует наша глава, в начале её присутствует рассказ об "освящении" или "посвящении" Мишкана (Храма в пустыне). Начнём с прошлой главы Цав. Там Моше даёт указание первосвященнику Аарону и его четырём сыновьям что именно они должны сделать, освятив их одежды кровью жертвоприношений.  И вот все готовятся к моменту обряда посвящения. Семь суток Аарон и сыновья его должны были оставаться у входа в Шатёр откровения. Были они предупреждены, чтобы не отходили от этого места, иначе умрут. И вот на восьмой день (Шмини) всё и началось. Великий день настал! На иврите комбинация слов "цав" и "шмонэ" - звучит сигналом к опастности. Цав шмонэ, по которму призывает государство Израиля резервистов в момент угрозы безопасности государству. Вероятно и тут, между главами "цав" и "шмини" существует не только момент духовного напряжения, но и реальная опасность жизни окружающих. Что происходит дальше? Моисей просит у Аарона приносить искупительные жертвы за себя и за народ. "И вошли Моше и Аарон в Шатёр Откровения, а выйдя благославили народ. И вышел огонь от Б-га, и сжёг на жертвеннике... и как увидел это народ, возликовал он и пал ниц".
И что же дальше? А дальше известная история о Надаве и Авигу - двух сыновьях Аарона - они "схватили каждый свой савок и положили в них огня и возложили на него смесь благовоний и воскурили перед Б-гом огонь чуждый, какого Он не велел им. И вышел огонь от Б-га и пожрал их и умерли они перед Б-гом."  История трагическая. Моше как-то утешил брата, рассказав что-то о святости... Но самое интересное, что сам Аарон умолк. Даже не стал роптать, когда сказали ему, что нельзя оплакивать его детей.
Раши утверждал, что уже тогда, когда Аарон и его дети сидели 7 дней и ждали восьмого дня, они заранее отсидели уже "шиву" (7 дней траура). Всевышний уже знал, что двое сыновей погибнут. Страшно, что сами же Надав и Авиу, получается, отсидели по себе самим шиву. Из этого факта Ари Элон предположил, что Шатёр Откровения должен был "освятиться" человеческими жертвами. Провокационная версия меня не убедила, так как сказано, что все пали ниц, впечатлившись огнём пожирающим... Ниц - это значит, что все стали "ковриками", расстелившись на земле. И тут, среди общего оцепенения, Надав и Авиу поднимаются, и добавляют "жару" в священный огонь. Они пытаются показать своё религиозное рвение, они "святее папы римского", они выходят из под контроля и отделяют себя от отца, братьев и Моше, следовательно от Б-га. Они не соблюдают правила: уж точно не правила техники безопасности при работе с огнём в Шатре Откровения. И Аарон должен молчать. Ему больно, но он молчит. Нельзя испортить людям праздник. Это его личное горе и он не выносит его на публику. Я не вижу тут божественной программы и желания человеческой крови. Я вижу тут двух молодых людей и несчастный случай.
А как вы думаете?

  

Комментариев нет:

Отправить комментарий