суббота, 16 января 2010 г.

Ваэра

Здесь начинается история Исхода из Египта. Глава «Ваэра». Практически в первых строках главы Б-г обращается к Моисею (Моше) и просит его пойти «в народ» и «иметь с ним разговор» об избавлении, об обещанной в наследство их праотцам Земле и других важных вещах. Но каждый кто ходил «в народ» поймёт, что сразу доброе, разумное и даже вечное принимается в штыки. А в этой главе вообще описывается случай полного игнорирования этого самого Моисея и его «разговора».

«И говорил Моше так сынам Израиля, но не слушали они Моше из-за нетерпения (коцер руах) и тяжкой работы» (Шмот 6:9).

И тут-то все и начинается: Моше отправляется к фараону решать вопрос на уровне правительства, чудеса и знамения, 10 тяжких казней на Египет, бегство посреди ночи с недопеченным хлебом. Просто фантастика с детективом! А можно было бы, оказывается, просто сразу как-то сбежать. Ведь предложил же Всевышний сначала такой вариант народу Израиля! Так нет же… Коцер руах и тяжелая работа. Ну насчет работы - понятно, рабы ведь, некогда слушать всяких стариканов, которые к тому же как ещё и заикались. А что же такое этот коцер руах? Что же привело к разрушениям, смертям, болезням египтян, экономическим убыткам? И если бы народ сразу «вразумел» речам Всевышнего, нужен был бы весь этот «тарарам»?

Начнем с того, что коцер руах в современном иврите - это нетерпение. А вот Рамбан говорит о страхе израильтян за свою жизнь. Одно из толкований объясняет это понятие как «отсутствие решимости».

Простое понимание этого понятия не объясняет почему же «нетерпение» мешает этим рабам прислушаться к словам старика и схватиться за любую возможность чтобы убежать от рабства и непосильной работы… Если тяжело было понять Моисея, то можно было переспросить у Аарона, который был подле него. А в последней книге Пятикнижия у Моисея просто развязывается язык и он толкает речь длинной в целую книгу. Ведь поняли тогда? Раши утверждает, что не было у них времени на разговоры и лекции… Но если честно, я думаю, что понял сразу Всевышний: на наших людей нет надежды. У него были другие планы на свой народ, а народ утерял способность общаться с Б-гом. Даже через посредников.

А пока народ доволен: пусть работа тяжела, но зато есть свой чан с кусочком чего-то, возможно даже мяса…

Еще один вариант объясняет что такое коцер руах - это отсутствие мотивации. А зачем? А может быть они ожидали только чудесного спасения? С чудесами и фокусами? По-другому непонятно. Ну как тот человек из анекдота, который отказывается от помощи во время наводнения: и лодка и самолет уже позади, а он все молится, мол, Б-г поможет! На небесах он с возмущением будет спрашивать почему, мол, не спас, ведь я так отчаянно верил и молился?! А ответ будет: «А лодку и вертолет кто тебе посылал?!!!»

Каждый год после прочтения этой главы, я вижу что-то новое для себя. Сегодня я понимаю, что хорошо бы быть повнимательней друг к другу, к окружающим нас людям, даже к пожилому человеку, который заикается. Кто знает, может именно он сможет подсказать как нам всё-таки выбраться из нашего «рабства»?

Шабат шалом и дальнейшей доброй недели!

А я вдальнейшем постараюсь не пропускать недельные главы. Спасибо за добрые отзывы всем, кто читает мой блог.

1 комментарий: