четверг, 3 февраля 2011 г.

Итро: Моше и Ципора

Дорогие читатели моего блога, немного опаздывая (всего на каких-то 2 недели), я всё-таки пишу о самой значимой недельной главе "Итро". Краткое содержание: в стан к израильтянам приходит тесть Моисея (Моше) медьянский священник (в моей Торе слово "коэн" переведено как "правитель") Итро, и приводит туда свою дочь и внуков - семью Моше. Приход Итро отмечен важным событием: его принимают с почестями, устраивают пир. Итро же даёт Моисю великий дар - помогает построить систему правильного управления народом. Он выстраивает иерархию: до Моше доходят теперь только самые важные проблемы, которые не решались "на местах". И самое важное событие - получение Торы - случилось сразу после этого прихода.

Но мне хотелось бы поговорить о паре - Ципора и Моше. Мы знаем, что Моше рос как принц во дворце фараона и сбежал в пустыню после непреднамеренного убийства. Мы не совсем понимаем чем была продиктована женитьба Моисея на дочери местного священника. Возможно - любовь с первого взгляда? Может быть она привлекла его какими-то чертами своего характера, например, преданностью и решимостью. Вспомним, чтобы отвести беду, она первая берет в руки инструмент и обрезает собственное потомство. Наши еврейские мамочки во время "Брита" находятся в полуобморочном состоянии... А тут сама, своими руками... Но еще более странным выглядит то, что Итро приводит свою дочь к зятю "после того, как она была отослана".
Почему она была отослана? За что? Когда? Ведь, получив задание от Всевышнего освобождать свой народ из рабства, Моше не долго думая сажает свою "половину" на верблюда и тащится обратно в Египет. Дети и жена не имели своего слова. Но вот они оказались отосланы обратно. Возможно это был первый бракоразводный процесс, описанный Торой? Не просто жить с человеком, который занимается общественной деятельностью и совершает революции в Египте. Возможно и то, что Моше заботится о своей семье прежде всего и отсылает их к деду - в безопасное место?. Тогда почему Моше сам не забрал свою семью? Комментаторы Торы не отвергают возможность того, что между Ципорой и Моше могло не всё быть гладко...
Но тот факт, что доброжелательный Итро воссоединяет семью своей дочери в непосредственной близости к получению Торы, может натолкнуть нас на мысль, что решительность, преданность и самоотверженность Ципоры были угодны Всевышнему. А если мы подумаем, то поймём, что даже говорить против Ципоры было наказуемо, это не "сошло с рук" даже Мириям (сестре Моше). А уж если совсем по-простому, то главное событие еврейского народа - получение или принятие Торы, стало возможным только после того, как Моше принял обратно свою семью! А ведь мог бы и не принять...

Комментариев нет:

Отправить комментарий