В главе Тецавэ нет упоминания имени Моше. Странно, ведь он главный персонаж рассказа об Исходе и хождении по пустыне. Мудрые люди утверждают, что чтение этой главы почти всегда выпадает рядом с датой смерти Моше (7 Адара). Вот и в этом году мы опять "прочувствовали", что Моше отсутствует в этой главе. А кто присутствует? Его брат Аарон - первосвященник (коэн). Моше получает указания одеть брата в одежды, которые будут давать ему право на "почитание" и "восхищение" среди народа. И дальше более чем на 40 строф в Торе подробнейшим образом описывается эта одежда! Великолепие! А что у нас с высказыванием из наших источников: "не смотри на кувшин, а смотри на то, что внутри него"? Как видно, если ты первосвященник, то на тебя смотрят прежде всего, как на "кувшин". В книге Берейшит описываются несколько случаев, связанных с одеждой. Все они связаны с обманом и стыдом. Начиная от первых одежд Адама и Евы, когда они прикрылись в первый раз от стыда. На иврите слово одежда "левуш" связанно одним корнем со словом стыд "буша". (לבוש -בושה)
Вспомним про полосатую рубашку Иосифа, вымазанную в крови. С помощью этого предмета братья бессовестно обманули папу Яакова. А Тамар, переодевшись в одежды блудницы, обманывает своего тестя. Первая книга Пятикнижия не придаёт большого значения одежде - мы не знаем, каким образом одевался Авраам. Вернее, по известному анекдоту, Авраам носил штраймл (меховая шапка, которую носят ультраортодоксы). Как нам об этом известно? Да мог ли такой праведник как Авраам выйти из дому без штраймела? А если серьёзно, то мы не знаем что было одето на наших праотцах. Но вот вторая книга Шмот уже делает акцент на том, как внушить почитание и восхищение бывшим рабам, блуждающим по пустыне. В памяти их запечатлелось египетское великолепие храмов и жрецов. Наверное, только так можно было привлечь их внимание к первосвященнику Всевышнего. Ну понятно, народ трудный достался: фокусы нужны разные, манна небесная... Даже после чуда с морем - жалобы не кончались... Сам же Моше не заслужил дорогих одежд. Может быть, они были ему не нужны - у него и так был авторитет среди сынов Израиля. Интересно было бы узнать, как себя чувствовал вождь и предводитель Моше, когда получал указания нарядить в золото своего брата... Но это уже другая история...
суббота, 12 февраля 2011 г.
воскресенье, 6 февраля 2011 г.
Цфат
Хочу поделиться своими впечатлениями от экскурсии в древний город Цфат. Цфат всегда манил меня своей мистической красотой. Именно "мистической", т.к. Цфат по праву считается "колыбелью" еврейской мистики - движения Каббалы. Ранним пятничным утром наш большой и уютный автобус выехал на встречу с северными красотами Израиля. В автобусе собрались большинство членов общины и кое-какие гости, которым мы тоже были рады. Всё началось с чашки хорошего кофе в кафэ по дороге на Север (без него было бы не так приятно начинать этот день). Когда мы приехали на гору Мерон, все пошли на развалины древней синагоги. Экскурсовод объяснила, что по древнему преданию, арка входа в этой синагоге разрушится только тогда, когда придёт Мессия. Кое-кто решил подстраховаться и скрепил свод арки цементом. Вот так: доверяй, но проверяй! Чувство было потрясающее: меня всегда очень впечатляют древности. Затем были могилы праведников - Рашби и его сына. Не будем разочаровывать "очарованных" могилами праведников, но те, кто внимательно слушал, не пропустили, что во времена еврейского путешественника Беньямина из Туделлы, это место не упомяналось как могила Раби Шимона бар Йохайя. А кто не слушал, тот был очень недоволен тем, что на могиле праведника у нас было лишь 20 минут!!!
Ну а самое большое впечатление на меня произвели мистические древние синагоги Цфата!!! Особенно синагога Ари (заля), раби Ицхака Лурия, прародителя лурианской школы Каббалы 16 века. Синагога несказанной красоты! Алтарь привезен из Голиции, дерево резное и росписи потрясающие! Можно посмотреть на фотографии на нашем сайте. Так вот, самое интересное было то, что мы возле этой синагоги "таки" спели "Леха доди"... Да так пели, что проходившие мимо люди присоединялись к нам! У нас, кстати, была кантор из Нетании - Эмилия Мендельсон. Позднее, уже на фотографие, я увидела табличку, на которой было написано что-то вроде запрета на миньян во дворе синагоги. Но тогда мы её не заметили...
Финалом экскурсии была знаменитая сыроварня цфатского сыра, где мы смогли попробывать и купить сыры, халву и мороженое (на радость детишкам).
Экскурсия была мистическая и погода была тоже мистически хороша - и это посреди дождливых дней! Я пошутила, что был спец. заказ на хорошую погоду и там "наверху" не подвели!!!
А по дороге домой Мила пела субботние песни, написанные в Цфате именно для встречи Субботы, которую уже мы встретили дома. А еще мы услышали от Милы рассказ про советские песни и их еврейские корни. Было очень интересно...
Да, это первая наша общинная самостоятельная экскурсия! Будут и другие!!! В апреле мы поедем в Иерусалим в музей Яд ваШем (ко дню Катастрофы еврейского народа), в марте будет Тикун Кармель - два дня учения на Севере, посвященное восстановлению леса на горе Кармель. И еще много всего интересного!!!
Всем доброй недели и хорошего вам настроения!
Ну а самое большое впечатление на меня произвели мистические древние синагоги Цфата!!! Особенно синагога Ари (заля), раби Ицхака Лурия, прародителя лурианской школы Каббалы 16 века. Синагога несказанной красоты! Алтарь привезен из Голиции, дерево резное и росписи потрясающие! Можно посмотреть на фотографии на нашем сайте. Так вот, самое интересное было то, что мы возле этой синагоги "таки" спели "Леха доди"... Да так пели, что проходившие мимо люди присоединялись к нам! У нас, кстати, была кантор из Нетании - Эмилия Мендельсон. Позднее, уже на фотографие, я увидела табличку, на которой было написано что-то вроде запрета на миньян во дворе синагоги. Но тогда мы её не заметили...
Финалом экскурсии была знаменитая сыроварня цфатского сыра, где мы смогли попробывать и купить сыры, халву и мороженое (на радость детишкам).
Экскурсия была мистическая и погода была тоже мистически хороша - и это посреди дождливых дней! Я пошутила, что был спец. заказ на хорошую погоду и там "наверху" не подвели!!!
А по дороге домой Мила пела субботние песни, написанные в Цфате именно для встречи Субботы, которую уже мы встретили дома. А еще мы услышали от Милы рассказ про советские песни и их еврейские корни. Было очень интересно...
Да, это первая наша общинная самостоятельная экскурсия! Будут и другие!!! В апреле мы поедем в Иерусалим в музей Яд ваШем (ко дню Катастрофы еврейского народа), в марте будет Тикун Кармель - два дня учения на Севере, посвященное восстановлению леса на горе Кармель. И еще много всего интересного!!!
Всем доброй недели и хорошего вам настроения!
суббота, 5 февраля 2011 г.
Обновленные пословицы и поговорки на еврейский лад
Великий и могучий интернет подкинул мне интересное сообщение. Передаю его вам для субботнего онега (удовольствия). Недельная глава Трума (на рус. яз. переводится как пожертвование или вклад в общее дело). Это моя трума для вашего субботнего настроения:
***
До хупы заживет.
Вот тебе, бабушка, и Йом Кипур.
У соседа всегда тфилин квадратнее.
Каждый год тридцатого элуля мы с друзьями ходим в микву.
Свиным рылом в кашерный ряд.
Сделал дело - лехаим смело.
Аппетит приходит во время кидуша.
Всяк хасид свою синагогу хвалит.
За одного с "бритом" двух без "брита" дают.
За двумя "мивцами" погонишься, ни одну не поймаешь.
Из брахи слова не выкинешь.
Ум хорошо, а хохма лучше.
Семь раз отмерь, один раз - обрежь".
На этой затее придется поставить магендавид.
Дорога рыбка к шабату.
Не говори "амэн" покуда не дослушаешь.
Мне с ним не детей обрезать.
Снявши голову, по пейсам не плачут.
Хочешь жить - умей учиться.
Пятая праматерь в Торе.
Плох тот еврей, который не мечтает стать Машиахом.
***
До хупы заживет.
Вот тебе, бабушка, и Йом Кипур.
У соседа всегда тфилин квадратнее.
Каждый год тридцатого элуля мы с друзьями ходим в микву.
Свиным рылом в кашерный ряд.
Сделал дело - лехаим смело.
Аппетит приходит во время кидуша.
Всяк хасид свою синагогу хвалит.
За одного с "бритом" двух без "брита" дают.
За двумя "мивцами" погонишься, ни одну не поймаешь.
Из брахи слова не выкинешь.
Ум хорошо, а хохма лучше.
Семь раз отмерь, один раз - обрежь".
На этой затее придется поставить магендавид.
Дорога рыбка к шабату.
Не говори "амэн" покуда не дослушаешь.
Мне с ним не детей обрезать.
Снявши голову, по пейсам не плачут.
Хочешь жить - умей учиться.
Пятая праматерь в Торе.
Плох тот еврей, который не мечтает стать Машиахом.
четверг, 3 февраля 2011 г.
Итро: Моше и Ципора
Дорогие читатели моего блога, немного опаздывая (всего на каких-то 2 недели), я всё-таки пишу о самой значимой недельной главе "Итро". Краткое содержание: в стан к израильтянам приходит тесть Моисея (Моше) медьянский священник (в моей Торе слово "коэн" переведено как "правитель") Итро, и приводит туда свою дочь и внуков - семью Моше. Приход Итро отмечен важным событием: его принимают с почестями, устраивают пир. Итро же даёт Моисю великий дар - помогает построить систему правильного управления народом. Он выстраивает иерархию: до Моше доходят теперь только самые важные проблемы, которые не решались "на местах". И самое важное событие - получение Торы - случилось сразу после этого прихода.
Но мне хотелось бы поговорить о паре - Ципора и Моше. Мы знаем, что Моше рос как принц во дворце фараона и сбежал в пустыню после непреднамеренного убийства. Мы не совсем понимаем чем была продиктована женитьба Моисея на дочери местного священника. Возможно - любовь с первого взгляда? Может быть она привлекла его какими-то чертами своего характера, например, преданностью и решимостью. Вспомним, чтобы отвести беду, она первая берет в руки инструмент и обрезает собственное потомство. Наши еврейские мамочки во время "Брита" находятся в полуобморочном состоянии... А тут сама, своими руками... Но еще более странным выглядит то, что Итро приводит свою дочь к зятю "после того, как она была отослана".
Почему она была отослана? За что? Когда? Ведь, получив задание от Всевышнего освобождать свой народ из рабства, Моше не долго думая сажает свою "половину" на верблюда и тащится обратно в Египет. Дети и жена не имели своего слова. Но вот они оказались отосланы обратно. Возможно это был первый бракоразводный процесс, описанный Торой? Не просто жить с человеком, который занимается общественной деятельностью и совершает революции в Египте. Возможно и то, что Моше заботится о своей семье прежде всего и отсылает их к деду - в безопасное место?. Тогда почему Моше сам не забрал свою семью? Комментаторы Торы не отвергают возможность того, что между Ципорой и Моше могло не всё быть гладко...
Но тот факт, что доброжелательный Итро воссоединяет семью своей дочери в непосредственной близости к получению Торы, может натолкнуть нас на мысль, что решительность, преданность и самоотверженность Ципоры были угодны Всевышнему. А если мы подумаем, то поймём, что даже говорить против Ципоры было наказуемо, это не "сошло с рук" даже Мириям (сестре Моше). А уж если совсем по-простому, то главное событие еврейского народа - получение или принятие Торы, стало возможным только после того, как Моше принял обратно свою семью! А ведь мог бы и не принять...
Но мне хотелось бы поговорить о паре - Ципора и Моше. Мы знаем, что Моше рос как принц во дворце фараона и сбежал в пустыню после непреднамеренного убийства. Мы не совсем понимаем чем была продиктована женитьба Моисея на дочери местного священника. Возможно - любовь с первого взгляда? Может быть она привлекла его какими-то чертами своего характера, например, преданностью и решимостью. Вспомним, чтобы отвести беду, она первая берет в руки инструмент и обрезает собственное потомство. Наши еврейские мамочки во время "Брита" находятся в полуобморочном состоянии... А тут сама, своими руками... Но еще более странным выглядит то, что Итро приводит свою дочь к зятю "после того, как она была отослана".
Почему она была отослана? За что? Когда? Ведь, получив задание от Всевышнего освобождать свой народ из рабства, Моше не долго думая сажает свою "половину" на верблюда и тащится обратно в Египет. Дети и жена не имели своего слова. Но вот они оказались отосланы обратно. Возможно это был первый бракоразводный процесс, описанный Торой? Не просто жить с человеком, который занимается общественной деятельностью и совершает революции в Египте. Возможно и то, что Моше заботится о своей семье прежде всего и отсылает их к деду - в безопасное место?. Тогда почему Моше сам не забрал свою семью? Комментаторы Торы не отвергают возможность того, что между Ципорой и Моше могло не всё быть гладко...
Но тот факт, что доброжелательный Итро воссоединяет семью своей дочери в непосредственной близости к получению Торы, может натолкнуть нас на мысль, что решительность, преданность и самоотверженность Ципоры были угодны Всевышнему. А если мы подумаем, то поймём, что даже говорить против Ципоры было наказуемо, это не "сошло с рук" даже Мириям (сестре Моше). А уж если совсем по-простому, то главное событие еврейского народа - получение или принятие Торы, стало возможным только после того, как Моше принял обратно свою семью! А ведь мог бы и не принять...
пятница, 14 января 2011 г.
Бешалах - Шира, Двора и Дебора
Шаббат Шира - так называется эта Суббота."И было, когда отпустил (бешалах) фараон народ..." Вот именно в этой самой главе всё и происходит!!! Исход из Египта, освобождение от рабства - вот главные события этой главы. Переход через море Суф и чудесное спасение от преследователей оказали на сынов Израиля неизгладимое впечатление. Событие это могло привести к различным реакциям в поведение людей, но... евреи начали... петь!!! Удивительно, но так. Почему удивительно? Вот ты только что избежал смерти, перед твоими глазами произошло чудо! Для тебя расступилось море, а вот твоим врагам повезло меньше. Можно расплакаться, можно засмеяться, можно упасть "без чувств". Но евреи... поют! Вместе со своим предводителем Моше, который и говорить-то как следует не умел! Это благодарственная песнь Всевышнему. Они удивили даже Его: Всевышний недоумевает, как можно петь, когда вокруг гибнут Его создания?
Но с тех пор и до наших дней евреи продолжают петь. Хорошо им - они поют! Плохо - тоже поют! Посмотрите на наш дивный фольклор на идише, да и на ладино тоже... А сколько молитв и пиютов (религиозных гимнов) было положено на красивейшую музыку? С давних времен и по сей день... Музыка не знает границ и расстояний - одни и те же мелодии и напевы можно услышать в Израиле и в Америке, в России и в Германии. Однажды я удивилась, увидав как супер-ортодоксальный раввин, взяв в руки гитару, исполнил благословения на Авдалу, положенные на музыку Деби Фридман. Деби - композитор, а точнее, "хазанит" в реформистском движении. Она сочинила огромное количество музыки к еврейским молитвам! Её молитвы исполняются всеми, они стали поистине народными.
На этой неделе мы читаем Афтору (отрывок из Шофтим), в котором мы находим победную песнь Дворы. И именно на этой неделе оборвалась жизнь Деборы (Деби) Фридман. В возрасте 59 лет она оставила этот Мир именно сейчас. Вся её жизнь была песней, и смерть нашла её в неделю Субботы Песни (Шаббат Шира). Но музыка её не прервалась, мы еще долго будем петь мотивы и напевы Деби Фридман, да будет благословенна её память!
А я предлагаю посвятить следующий наш Шаббат мелодиям Деби Фридман, и не забывайте, наша община тоже называется "Шират хаЯам" - вечная "Песня на море", которая не перестанет звучать из поколения в поколение!
Шаббат Шалом!
Но с тех пор и до наших дней евреи продолжают петь. Хорошо им - они поют! Плохо - тоже поют! Посмотрите на наш дивный фольклор на идише, да и на ладино тоже... А сколько молитв и пиютов (религиозных гимнов) было положено на красивейшую музыку? С давних времен и по сей день... Музыка не знает границ и расстояний - одни и те же мелодии и напевы можно услышать в Израиле и в Америке, в России и в Германии. Однажды я удивилась, увидав как супер-ортодоксальный раввин, взяв в руки гитару, исполнил благословения на Авдалу, положенные на музыку Деби Фридман. Деби - композитор, а точнее, "хазанит" в реформистском движении. Она сочинила огромное количество музыки к еврейским молитвам! Её молитвы исполняются всеми, они стали поистине народными.
На этой неделе мы читаем Афтору (отрывок из Шофтим), в котором мы находим победную песнь Дворы. И именно на этой неделе оборвалась жизнь Деборы (Деби) Фридман. В возрасте 59 лет она оставила этот Мир именно сейчас. Вся её жизнь была песней, и смерть нашла её в неделю Субботы Песни (Шаббат Шира). Но музыка её не прервалась, мы еще долго будем петь мотивы и напевы Деби Фридман, да будет благословенна её память!
А я предлагаю посвятить следующий наш Шаббат мелодиям Деби Фридман, и не забывайте, наша община тоже называется "Шират хаЯам" - вечная "Песня на море", которая не перестанет звучать из поколения в поколение!
Шаббат Шалом!
четверг, 6 января 2011 г.
Бо - история, которая повторяется каждый год
Сколько злата-серебра утащили израильтяне у египтян? Адвокаты из Египта до сих пор бьются над этой проблемой, пытаясь отсудить у современных израильтян денежные компенсации, а если прибавим инфляцию, то на эти деньги Египет мог бы скупить полмира. Но за давностью дела, можно простить израильтянам их поспешный побег из египетского рабства вместе с кое-каким прихваченным имуществом их поработителей. Именно в нашей недельной главе «Бо» сыны Израиля начинают свой отчаянный «Исход» или «Эксодус».
С самых первых строк нас преследует некая раздвоенность текста: Всевышний приказывает Моше идти (бо) к фараону, «ибо ожесточил Я сердце его… и дабы рассказывал ты своему сыну и сыну сына твоего о том, как я наказывал египтян,, и о знамениях Моих, которые Я совершил в сердце их, и познаете что Я – Бог» (Шмот 10:1-2)
«Отпусти народ мой», - кричал Моше. А что кричать? Ведь ожесточенно ведь сердце фараона?
И народ ушел…Величайшее событие в истории народа! Такую историю трудно подделать… А перед уходом – еще несколько казней египетских: саранча, тьма, смерть первенцев… Так на себя клеветать ни один народ напрасно не будет! И в рабстве они были, и бежали с кражами, и навлекали смерти на неповинных людей из египтян, а свои дома помечали кровью пасхальной жертвы, которую они ели ночью до побега!
Евреи рассказывают о своих «подвигах» каждый год своим потомкам. Какая бы она не была, но история есть история, и она одна у всех евреев. И поэтому, в каждом поколении нужно видеть себя как будто ты лично совершил Исход. А твоя личная история вплетается в древнюю историю народа! И пока это так, еврейский народ будет существовать в веках!
Шаббат Шалом!
С самых первых строк нас преследует некая раздвоенность текста: Всевышний приказывает Моше идти (бо) к фараону, «ибо ожесточил Я сердце его… и дабы рассказывал ты своему сыну и сыну сына твоего о том, как я наказывал египтян,, и о знамениях Моих, которые Я совершил в сердце их, и познаете что Я – Бог» (Шмот 10:1-2)
«Отпусти народ мой», - кричал Моше. А что кричать? Ведь ожесточенно ведь сердце фараона?
И народ ушел…Величайшее событие в истории народа! Такую историю трудно подделать… А перед уходом – еще несколько казней египетских: саранча, тьма, смерть первенцев… Так на себя клеветать ни один народ напрасно не будет! И в рабстве они были, и бежали с кражами, и навлекали смерти на неповинных людей из египтян, а свои дома помечали кровью пасхальной жертвы, которую они ели ночью до побега!
Евреи рассказывают о своих «подвигах» каждый год своим потомкам. Какая бы она не была, но история есть история, и она одна у всех евреев. И поэтому, в каждом поколении нужно видеть себя как будто ты лично совершил Исход. А твоя личная история вплетается в древнюю историю народа! И пока это так, еврейский народ будет существовать в веках!
Шаббат Шалом!
четверг, 2 декабря 2010 г.
Микец, Иосеф и Маккавеи
Микец
Главу Микец мы читаем в ханукальную неделю. Как раз в самый разгар поедания пончиков и зажигания ханукальных огней в честь Маккавеев, религиозной войны фанатически настроенных крестьян и эллинистически настроенной еврейской элитой. Как раз вчера на бейт мидраше мы поднимали вопрос о том, кто же были эти самые Маккавеи, и с какой современной группой евреев их можно было отождествить? Были предложены мнения о том, что они были религиозные фанатики и тождественны представителям ортодоксального иудаизма, а эллинисты – вот они мы: одеваемся по-другому, живем по-современному. Но эллинисты не были «реформаторами» религии. Они посягал на основы еврейской религии, не только внешние, но и внутренние, глубинные! Мы снова вчитаемся в текст главы Микец. И что же мы там находим? Захватывающее повествование о Иосефе в Египте, который везде и всегда носил с собой своего Б-га Всесильного. При помощи Него Иосиф расшифровывает сны, а после расшифровки снов фараона, Иосиф оказывается на вершине египетской пирамиды власти. «Правая рука» фараона! Далеко пошел сын Яакова, тридцатилетний еврей Иосиф. Он подстригся, поменял одежды, получил новое имя от фараона «Цафнат-Панеах», ну а если и этого мало, то женился на Аснат, дочери местного жреца Поти-фера (не просто так египтянка, а из жреческой семьи!!!) И двух сыновей от неё родил. То, что наши мудрецы пытались «оевреить» Аснат, сделав её племянницей Иосифа (вроде как её удочерили египтяне, а так она была дочерью изнасилованной Дины). Ну так это же мидраш… А дальше можно говорить о том, что из себя представлял еврей Иосиф: был ли он верующим, хорошим и праведным евреем или можно тут провести параллель с эллинистами?
И тут можно говорить о том, что еврея из Иосифа не вытравили, не смотря на сильные старания. Иосиф всегда оставался евреем, даже если одевался по другому, разговаривал по другому. Но он всегда знал кто он такой! Сыновей тоже евреями воспитал. Только послушайте, какие имена он дал своим детям: «И НАРЕК ЙОСЕФ ИМЯ ПЕРВЕНЦУ МЕНАШЕ, ИБО: "ВСЕСИЛЬНЫЙ ДАЛ МНЕ ЗАБЫТЬ ВСЕ МОЕ МУЧЕНИЕ (труд) И ВЕСЬ ДОМ ОТЦА МОЕГО". А ДРУГОГО НАЗВАЛ ЭФРАИМ, ИБО: "ВОЗВЕЛИЧИЛ МЕНЯ ВСЕСИЛЬНЫЙ В СТРАНЕ БЕДСТВИЯ МОЕГО".
Тут везде присутствует Всевышний и вина перед домом отца своего. Он называет страну, где у него всё настолько замечательно, что и желать ничего больше не надо, «страной бедствия моего». Есть тут логика? Ассимилированный еврей Иосиф простит своих братьев, вернется к «своим», а дети его получат благословение Яакова и наследные уделы в Земле обетованной. Не случайно, каждый родитель, благословляя свое чадо в Шаббат, говорит ему пожелание, что бы был подобен он Эфраиму и Менаше – внукам, которые несмотря ни на что, вернулись к папиному воспитанию и продолжили через века нести факел еврейского народа. Вот и нам бы не клеить ярлыков, а надеяться, что и наши дети продолжат наш путь.
Главу Микец мы читаем в ханукальную неделю. Как раз в самый разгар поедания пончиков и зажигания ханукальных огней в честь Маккавеев, религиозной войны фанатически настроенных крестьян и эллинистически настроенной еврейской элитой. Как раз вчера на бейт мидраше мы поднимали вопрос о том, кто же были эти самые Маккавеи, и с какой современной группой евреев их можно было отождествить? Были предложены мнения о том, что они были религиозные фанатики и тождественны представителям ортодоксального иудаизма, а эллинисты – вот они мы: одеваемся по-другому, живем по-современному. Но эллинисты не были «реформаторами» религии. Они посягал на основы еврейской религии, не только внешние, но и внутренние, глубинные! Мы снова вчитаемся в текст главы Микец. И что же мы там находим? Захватывающее повествование о Иосефе в Египте, который везде и всегда носил с собой своего Б-га Всесильного. При помощи Него Иосиф расшифровывает сны, а после расшифровки снов фараона, Иосиф оказывается на вершине египетской пирамиды власти. «Правая рука» фараона! Далеко пошел сын Яакова, тридцатилетний еврей Иосиф. Он подстригся, поменял одежды, получил новое имя от фараона «Цафнат-Панеах», ну а если и этого мало, то женился на Аснат, дочери местного жреца Поти-фера (не просто так египтянка, а из жреческой семьи!!!) И двух сыновей от неё родил. То, что наши мудрецы пытались «оевреить» Аснат, сделав её племянницей Иосифа (вроде как её удочерили египтяне, а так она была дочерью изнасилованной Дины). Ну так это же мидраш… А дальше можно говорить о том, что из себя представлял еврей Иосиф: был ли он верующим, хорошим и праведным евреем или можно тут провести параллель с эллинистами?
И тут можно говорить о том, что еврея из Иосифа не вытравили, не смотря на сильные старания. Иосиф всегда оставался евреем, даже если одевался по другому, разговаривал по другому. Но он всегда знал кто он такой! Сыновей тоже евреями воспитал. Только послушайте, какие имена он дал своим детям: «И НАРЕК ЙОСЕФ ИМЯ ПЕРВЕНЦУ МЕНАШЕ, ИБО: "ВСЕСИЛЬНЫЙ ДАЛ МНЕ ЗАБЫТЬ ВСЕ МОЕ МУЧЕНИЕ (труд) И ВЕСЬ ДОМ ОТЦА МОЕГО". А ДРУГОГО НАЗВАЛ ЭФРАИМ, ИБО: "ВОЗВЕЛИЧИЛ МЕНЯ ВСЕСИЛЬНЫЙ В СТРАНЕ БЕДСТВИЯ МОЕГО".
Тут везде присутствует Всевышний и вина перед домом отца своего. Он называет страну, где у него всё настолько замечательно, что и желать ничего больше не надо, «страной бедствия моего». Есть тут логика? Ассимилированный еврей Иосиф простит своих братьев, вернется к «своим», а дети его получат благословение Яакова и наследные уделы в Земле обетованной. Не случайно, каждый родитель, благословляя свое чадо в Шаббат, говорит ему пожелание, что бы был подобен он Эфраиму и Менаше – внукам, которые несмотря ни на что, вернулись к папиному воспитанию и продолжили через века нести факел еврейского народа. Вот и нам бы не клеить ярлыков, а надеяться, что и наши дети продолжат наш путь.
Подписаться на:
Сообщения (Atom)