четверг, 4 февраля 2010 г.

Итро - важные уроки

Вот и наступает неделя "Итро" - глава эта называется в честь тестя Моше, медьянского жреца, которого звали Итро. Нежданно - негаданно языческая родня Моисея нагрянула в стан ведомого им народа. Итро привел свою дочь Ципору и двух её детей, мол, наслышан я про твои подвиги - теперь тебе надо быть не только предводителем народа, но и не забывай свои обязанности мужа и отца. Моше принял тестя на уровне... Но вот ещё какое дело, сразу после встречи с язычником Итро, весь народ готовится к Синайскому Откровению. Прямо в этой же главе все слышат и видят молнии и нарастающие звуки шофаров. Именно в этой главе, названной в честь жреца Мидьяна - идолопоклонника Итро, происходит одно из глвных событий в формировании еврейского народа. Две темы в этой главе - 1) визит мидьянского жреца и 2) Синайское Откровение. Почувствуйте разницу! А глава наша называется именно "Итро".
Но ведь нет ничего случайного в Торе. Давайте разберемся со жрецом. Итро приходит и сразу говорит, что слышал о том, что сделал Всевышний для народа. Он принимает Величие Его. Мудрецы наши говорят, что Итро был одним из первых случаев гиюра в Торе. Ведь он признал Всевышнего, совершил принятый обряд жертвоприношения для Него. А потом все дружно отправились кушать. Мудрецы сказали - это "сеудат мицва", т.е трапеза заповеди. Т.к. понятно, что он успел еще и обрезание пройти, а после исполнения заповеди обрезания всегда устраивают праздничную трапезу.
Но был ли Итро настоящим прозелитом? Поверил ли в Единого или остался идолопоклонником, принесшего жертву еще одному божеству народа Израиля, убедившись в Его силе? Нам сейчас это трудно сказать... А вот с приходом Итро наладились другие вещи. Увидел Итро, что стоит народ с утра до позднего вечера "на приём к главному" - к Моше. Всех надо рассудить, что делать подсказать. Ведь вчерашние рабы нуждаются в направлении, в "отеческой руке". Соседская ссора: он забрал, а тот обидел, а это мое место, а я первый сюда пришел, а это мой баран и т.д. И так целый день... Моше, как видно, сам был не рад, что связался... Могу себе представить, что он тогда чувствовал... И вот совсем незадолго до Синайского откровения приходит человек чужой, новый, доброжелательный. Видит, что так нельзя... не выдержит его зять такой жизни... А ведь великие дела делал и сделает еще... пророк, видите ли, с Б-гом разговаривает, ну а загнется на соседских распрях... И дает Итро Моисею ценный совет: тебе поможет иерархия начальников и судей под твоим чутким руководством. Найди толковых людей и поставь их руководить и судить: маленькие начальники над маленьким количеством человек, если не решиться вопрос на местном уровне - дело пойдет к начальнику повыше... Ну а последняя инстанция - это Моше, дальше только Б-г.
Это действительно помогло! По мнению некоторых мудрецов, гиюр Итро был необходим для Синайского Откровения. Я думаю, что у Моше просто не было времени на другие дела... Маленькие бытовые проблемы отвлекали его от нечто большего. Даже если Итро не присоединился в полной мере к еврейскому народу, своим ценным советом по разделению функций в руководстве общиной, он помог лидеру заняться более важными делами, духовными, вечными, возвышенными.
Сейчас мы, молодые семьи из Хайфы и окрестностей, строим свою общину. Сегодня мы встречаемся на кабалат шабат. Там решим кто из нас возьмет на себя ответственность за существование нашей маленькой общины. Нельзя сравнить нас с Синайским Откровением, но читая Тору, глава за главой, мы учимся и выносим своё понимание из вечного текста.
Я обращаюсь к вам, мои дорогие, возьмите на себя ответственность за какой-то маленький участок на своем пути, но пусть это будет сделано качественно и хорошо, чтобы другие могли положиться на вас. И тогда у всех у нас освободиться время для чего-то более духовного и большого.
Шабат шалом и удачи!

Комментариев нет:

Отправить комментарий