пятница, 26 февраля 2010 г.

Тэцавэ

Недельная глава Тэцавэ рассказывает нам о продолжении строительства Скинии Завета - переносного Храма в пустыне. "Ты же вели ("тецавэ") сынам Израйлевым..." и дальше подробные указания про то, какое масло использовать для светильника и другие указания Аарону - первосвещеннику и четырем сыновьям его. В этой главе мы подробно находим описание как нужно одеться человеку, исполняющему обязанности представителя народа Израиля перед Всевышним. Более 40 строф в этой главе посвящены одеждам Великого Коэна -Первосвященника.
Мы с вами сейчас как раз в предверии Пурима. Некоторые сходят с ума, выполняя условия своих превередливых детишек по поводу того, какой именно костюмчик прикупить своему чаду, а может пошить или смастерить? Креативности людей нет предела... Тут и машины, и пицы и т.д. Мои вот чадушки в этом году захотели быть пираткой и ковбойкой... Пришлось крутиться, как можем... Вот я и решила, что это очень подходящее время поговорить про одежду.
Многие замечают мне, что я люблю красивые вещи, т.е. я уделяю много время материальному, тогда как должна бы все свое время уделять духовному. Как будто, если бы женщина выглядела запущенной, то она была бы более религиозной или духовной... И вот вам, пожалуйста... Самые духовные люди - Коэн аГадоль и его династия... и такие тонкости в одежде, такие дорогие материи и камения.
Тора связывает эту одежду с "почетом" и "великолепием".
В 14 веке раввин, написавший "Сефер Хинух" объясняет, что эта одежда должна напоминать Великому коэну о той святости, в которой он должен служить Всевышнему.
Возьмем древний еврейский обычай одевать кипу - "ярмолку", которая означает, что над твоей головой есть не только небо... "Ярэта миэлокеха" (бойся Всевышнего своего) - ярмолка... Сегодня не один еврей не заходит в синагогу без кипы, даже самый нерелигиозный. Хотя, это не закон из Торы, а только обычий, он укоренился очень глубоко в нашей традиции.
В Торе первые одежды (коженные рубашки) были сделаны Самим Всевышним (вернитесь к истории про Еву и Адама). Некоторые утверждают, что одежда (левуш) спасла от стыда первых людей (ло-буш(а).
Раби Йоханан, например, защищая одежду, подвергал свои ноги уколам и царапинам от шипов и колючек.
Интересной деталью на одежде коэна был эфод искусной работы из золота и багряницы, а на "оплечия эфода" - на каждое плечо - было положено по камню ониксу. На каждом из них были выграверованы по 6 имен сынов Израиля - 12 колен. Всех их должен был Великий Коэн представлять перед Высшей инстанцией. "Эти камни на память сынам Израиля, и да будет Аарон носить их пред Господом на обоих плечах своих для памяти".
Это не только великолепно и вызывает уважение, но и функционально, т.к лидер обязан чувствовать тяжелую ношу ответственности за тех, которых он представляет (для памяти).
Значит одежда должна быть представительна, вызывать уважение, укрывать от позора, напоминать её владельцу какую должность сейчас он занимает, кого он представляет в данный момент.
Нельзя недооценить одежду. Иногда матереальное может близко граничиь с духовным.

Шабат Шалом, дорогие!

2 комментария:

  1. скажи, а нет каких-нибудь интересных комментариев об "эфоде", о камнях, которые в нём. Мне интересно, потому что моя сестра геммолог.

    ОтветитьУдалить
  2. mda, interesno....napomnyu Mariku o efode Kohanim kogda soberus kupit sebe nechto osobennoe:-)
    Purim Sameahhhhh

    ОтветитьУдалить